14 февраля 2011 г.

Рецензия № 1

!!! Участник конкурса рецензий


Я прочитала повесть Марины Семеновны Аромштам «Когда отдыхают ангелы» и была удивлена ее необычностью. Эта повесть очень отличается от тех книг, которые я читала раньше (а прочитала я много). Имя автора встретилось мне впервые, и я заинтересовалась биографией писательницы, и узнала, что Марина Аромштам не просто писательница, а кандидат педагогических наук и девятнадцать лет проработала учителем начальных классов. А в 1997 году она стала финалистом Московского конкурса «Учитель года». С 1998 года вышло насколько ее книг по педагогике, а 2007 году в детском журнале «Кукумбер» были опубликованы ее первые художественные произведения. В 2008 году ее повесть «Когда отдыхают ангелы» была удостоена Большой премии «Заветная мечта».
 О чем эта повесть? В ней рассказывается о жизни школы и учеников 4А класса. И их немножко необычной учительнице, которую все звали Марсём (сокращенно от Маргариты Семеновны). И, конечно, про ангелов. О них ученикам рассказала Марсём «У каждого из нас есть ангел. Тот, что отвечает за наши поступки… Если мы что-то делаем правильно - они улетают по другим важным делам. И тогда одной бедой становится меньше. Если же мы пакостим, ангелы должны оставаться рядом - исправлять наши пакости». Это очень важно, узнать про ангелов. С ангелами нельзя поступать как с неизвестной кошкой: подойти, погладить и все.

 Идея повести, на мой взгляд - рассказать, как непросто жить в сегодняшнем мире, о проблемах развития отношений между учителем и учеником. Марсём пытается научить детей ценить то, что у них есть. Особенно книги. Она читала им их, и чаще всего - Януша Корчака. Он крепко взаимосвязан невидимыми нитями с Маргаритой Семёновной. А она, по - моему пытается брать с него пример, может быть. Хотела объединить весь класс в единое целое.
 Еще я заметила сходство имен учительницы и автора. Марина Семёновна и Маргарита Семёновна, обе коротко читаются Марсём. Создается ощущение, как будто Марина Аромштам и есть та учительница. Наверняка такая же добрая и немножко (совсем чуть-чуть) сумасшедшая.
 Марина Семёновна отличается от других писателей способностью выдумывать, писать ту правду, какой бы она не была. И, конечно же, честность, чистота и широта души. Наверное, именно это привлекло меня к этой книге. А может, я списала некоторые качества с себя самой.
В повести особенно мне понравились два отрывка. Первый о том, как учительница рассказала детям две истории: « Первая – из реальной жизни. В одном селе ребята решили устроить дискотеку. Настоящую. Как в большом городе. Когда кругом разноцветные круги вибрируют. Для этого нужны были специальные стекла. Цветные. Ребята стали думать, где их взять. И какой-то умник вспомнил: цветные стекла есть на станции, у светофора. Красное и зеленое. Все взяли отвертки и побежали на станцию за стеклами, а вечером устроили дискотеку – как в городе, с цветными кругами. Но утром следующего дня в районе этой станции пассажирский поезд столкнулся с товарняком, и погибло много людей. Об этом писали в газетах. Это первая история.
 А вот вторая. Как-то я встретила человека, который каждый день перед заходом солнца начищал до блеска свою лопату. Лопата сияла так, что в нее можно было смотреться – как в зеркало. Я спросила, зачем он это делает. «У каждого из нас есть ангел, - сказал человек. - Тот, что отвечает за наши поступки. Но ангелы не могут заниматься только нами. Если мы делаем что-то правильно – хоть что-то делаем правильно, они улетают по другим важным делам. И тогда одной бедой в мире становится меньше. Если же мы пакостим, ангелы должны оставаться рядом – исправлять наши пакости. Мой ангел знает: вечером я всегда чищу лопату. В то время он может быть за меня спокоен, может от меня отдохнуть. И он летит спасать кого-нибудь - от землетрясения, бури, камнепада. Летит туда, где нужны усилия многих ангелов. И если хоть один не явится в нужный момент, последствия могут оказаться печальными».
Эти истории заставляют нас задуматься о том, как наши дела и поступки влияют на события в жизни.
 И второй: « Это очень важно - узнать про ангелов. Но слова должны за что-то зацепиться. За что-то внутри. Иначе они скользнут мимо.
 Как ветер.
 Как шум проезжающего автомобиля.
 Как чужая кошка, бегущая через двор. Она, такая мягкая и пушистая, бежит по своим делами, не имеет к тебе никакого отношения. Ты, конечно, можешь ее погладить - если она не испугается. И если ты не испугаешься погладить чужую, неизвестную кошку, только что выбравшуюся из подвала - вдруг она заразная? Но даже если ты ее погладишь, это ничего не изменит в твоей жизни. И в жизни кошки тоже. Она все равно побежит дальше, по своим делам. И ты пойдешь дальше, будто бы никого не гладил.
 А с ангелами так нельзя. Нельзя поступить с ними так же, как с этой неизвестной кошкой: все узнать - и пойти по своим делам. Ты должен будешь с этим жить. Дальше - жить с этим».
 Эта повесть стала важной для меня. Ведь ангелы для других может быть выдумка, но для меня они существуют и имеют огромное значение.

2 комментария:

  1. Чувственно написано. Автор "пережил" книгу, нашел в ней что-то очень важно для себя, очень значимое и нужное!

    ОтветитьУдалить
  2. Пусть ангелы отдыхают чаще, тогда и мир станет лучше!

    ОтветитьУдалить