21 апреля 2015 г.

Война. Детство. Книги: Сын артиллериста

Мое любимое стихотворение «Сын артиллериста» К. Симонова было написано в далекие советские годы, когда военный корреспондент Константин Симонов был свидетелем подвига всего советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

Мы – бабушки и прабабушки сегодняшних школьников, дети той Великой войны, читали, знали, восхищались этой героической историей, рассказывающей о, казалось бы, рядовом подвиге конкретных людей: майора Деева, майора Петрова и «сына двух артиллеристов» – лейтенанта Леньки Петрова.

С первых строк вызывают симпатию герои стихотворения, дружившие еще с гражданской войны. Сын майора Петрова мальчишка Ленька рос при казарме, а при отъезде Петрова вместо отца оставался его друг майор Деев, который обучал мальчика езде на коне «в рысь, а потом в карьер», подбадривая своей поговоркой «На свете два раза не умирать».

Проходит десять лет. Идет Великая Отечественная война. С грустью мы узнаем о гибели майора Петрова и с радостью – о встрече майора Деева с лейтенантом Петровым, подросшим Ленькой.

На своем участке фронта майор Деев посылает Леньку в тыл врага с заданием сообщить координаты и «по радио вести огонь батарей» по высоте, которую нужно отбить у немцев. Посылает, как отец своего сына.

После томительных ожиданий первых сообщений, после команды Леньки, вызвавшего огонь на себя («немцы вокруг меня… немцы бегут, нажмите, дайте огня») мы вместе с майором Деевым кричим в «оглохшее радио»:

Ты слышишь меня,
Я верю, смертью таких не взять!
Держись, мой мальчик,
На свете два раза не умирать.
Ничто нас в жизни
Не может вышибить из седла –
Такая уж поговорка
У майора была.

Этот бой окончен. «Раненый, но живой был найден в ущелье Ленька с обвязанной головой». Но война продолжалась.

Где-то гремело и ухало
Командир по землянке ходил
И кто-то также как Ленька
Шел к немцам сегодня в тыл.

И когда подрастала моя дочь, я читала ей «Сына артиллериста», и мы обе с легкостью заучили стихотворение наизусть, правда, я – заново.

Шутова Людмила Александровна, 
инженер-конструктор, пенсионер

Комментариев нет:

Отправить комментарий