28 апреля 2016 г.

Тополиная рубашка

Команда: г. Каменск-Уральский, ЦДБ им. П.П.Бажова

Мое любимое произведение В.П.Крапивина
Я люблю тополя и шум их листьев на ветру, люблю, когда с них летит пух, устилая все вокруг. Рядом с нашим домом есть тополиная аллея. Для меня это – кусочек детства.

Помню, когда я была маленькая и не умела читать, мама рассказала мне историю про чудесную рубашку, сотканную из пуха тополей, про мальчика, который смог полететь, одев ее. У него было много приключений, но сам полет запомнился больше всего. Когда наступало лето и вся аллея становилась белой, как будто усыпанной снегом, я собирала тополиный пух в надежде, что смогу тоже соткать чудесную ткань и сшить из нее рубашку… Потом оказалось, что так полюбившуюся мне историю написал В.П.Крапивин, и называется она «Тополиная рубашка». Научившись читать, вновь открыв для себя эту книгу, я словно встретилась со старым другом.

Детство Славы, главного героя повести, и его друзей проходило рядом с тополем, растущим во дворе. Он был родной для мальчишек. Тополь был «совершенно живой добрый великан». Он слышал и понимал ребят. Он готов был помочь. «Тополиный запах заполнял весь мир. И вся наша жизнь делалась радостной, беззаботной, бесстрашной, потому что мы сливались с этой свежестью, с этим запахом листьев и солнечными звездами. Словно кровь наша перемешивалась с тополиным соком». Не случайно ржавые ведьмы называют Славу «Топольком». Герой повести очень нравится мне. В начале книги он показан боязливым, любившим приврать. Но нет в нем ни подлости, ни предательства. Кровь у него тополиная, «свежая да летучая», как говорят ведьмы. Конечно, иногда он совершает проступки, но ржавчины в его душе нет. Только благодаря этому Славка может летать. Во время полета мальчик видит свое отражение. «Я иногда совсем забывал, что мальчишка в озере – это я. Он казался мне лучше, смелее. У него в душе не было тайных страхов, а на совести всяких мелких темных дел… Может быть, и я стану когда-нибудь таким же». И Слава, действительно, преодолевает свои страхи, когда понимает, что только от него зависит спасение многих людей от Хозяина, от ржавчины в душе. Если в начале книги мальчик пугается ватаги ребят, боится грозы, то потом страхи эти уходят и остается только боязнь, что не справится он с Хозяином, «тогда столько людей останутся ржавыми пленниками». А ведь таких, со ржавчиной в душе, людей очень много на свете. И живут они, порой и не догадываясь о ржавой заразе. Но радости в их жизни нет. И сами ржавеют они все больше, и других заставляют.

Надо помнить, что «нужно платить добром за добро. Такой закон у сказки и у жизни. Иначе ты будешь не человек, а последняя ржавая лягушка». Надо стремиться к тому, чтобы быть честным и смелым. Иначе никакая тополиная рубашка не поможет взлететь. А еще: «в себе ржавчины не допускать». Все это понимает Слава. Он учится этому. И не важно, пожалуй, приснилось ли ему все, что описано в повести. Главное, что он изменился и показал нам, к чему нужно стремиться в жизни. «И разные были во мне чувства. Гордость была, потому что ржавые люди теперь все расколдованы и могут жить по-человечески. И грустно было, что летать больше не смогу».

И мне тоже, когда закончила читать, стало грустно, что все это волшебство закончилось. И все же, повторяя за В.П. Крапивиным, говорю себе, что «эту сказку у меня никто не отнимет, потому что я всегда буду ее помнить». Повесть начинается с главы, которая называется «Реквием». «Реквием – это песня печали и памяти. Ее посвящают тем, кого уже нет. Людям, которых любили. Но этот реквием – не о человеке. Он о старом тополе, который был для меня живым, как человек, и любимым, как человек». Пожалуй, это и реквием о детстве, которое прошло. Однако ничто не уходит бесследно. Тополь, полет, сказка, чудо остаются с нами, пока мы о них помним.

Зимина Марина Ильинична, 13 лет
г. Каменск-Уральский, Лицей №10 7«м» класс

Комментариев нет:

Отправить комментарий