26 апреля 2011 г.

Мой прадед – Герой Советского Союза

 Таня Устинова

Как в мирных буднях, так и на войне
Своей стране он верным был солдатом.
Громил врагов на Западной Двине,
А в сорок третьем бил под Сталинградом.
Прошел Орел он с другом –автоматом,
Ему знакома Курская дуга.
В окопах и траншеях без накатав
В днепровские врастал он берега.
                   
                                     Е.Лазаренко

Я хочу рассказать о моем прадедушке, Герое Советского Союза, Илье Алексеевиче Ожиганове. Он родился 2 августа 1911 года в деревне Бахтенки Вятской губернии в семье крестьянина-бедняка.
В 1935 году семья переехала на жительство в деревню Буланову Ирбитского района. До войны Илья Алексеевич работал в кузнице сначала молотобойцем, затем кузнецом.
Начало Великой Отечественной войны мой прадедушка вспоминал так: «Для меня был обычный воскресный день. Со старшим сыном Иваном заготовляли дрова. Когда шли домой, увидели возле колхозной конторы толпу. Все со вниманием слушали радио. Плакали женщины и ребятишки. Таким я запомнил 22 июня 1941 года.
На другой день, еще спал, пришли за мной из конторы. Получил повестку. Трое суток пробыл на сборном пункте, потом отправка. Как сейчас помню, наш поезд медленно отходил от вокзала, за ним вереница плачущих людей. Провожали они нас до элеватора. И никто не знал, на долго ли мы расстаемся, увидимся ли снова…
Не знаю почему, но запомнилось, как пришли на сборный пункт навестить меня жена с сыном. Их не пустили, но Иван прополз под воротами и кок-то разыскал меня. Приласкал я его, дал рыбину сухого пайка и отправил к матери…»
С июня 1941 по май 1946 года Илья Алексеевич находился в рядах Красной Армии. Он был рядовым в роте автоматчиков 3-го батальона 565-го стрелкового полка 161-й стрелковой дивизии. Участвовал в боях на Западной Двине, под Сталинградом, на Орловско-Курской дуге, на Днепре, подо Львом, в Польше и Германии. Был трижды ранен. Звание Героя Советского Союза ему было присвоено 23 октября 1943 года за подвиг, совершенный при форсировании Днепра. Впоследствии Илья Алексеевич был награжден несколькими медалями.
Вспоминая о своем боевом пути, рассказывал: «Первый бой с немцами под Москвой, где получил ранение… Сталинград. Над городом сплошная желтая пелена дыма, отдельных разрывов не слышно, кажется, стонут небо и земля. Бесконечная вереница пленных из армии Паулюса… Бой на Курской дуге, потом Днепр. Подобралось нас 13 человек. Ночью под дождем переправились на лодке через реку, распределились на группы по три человека. Нам нужно было уничтожить четыре огневых точки. Без шума это не удалось. Немцы переполошились и давай садить из орудий по кромке берега. Пятеро из нашей группы уже не дождались батальона, который переправился на наш «пятачок» утром. При штурме передовой линии обороны немцев ранило и меня…»
После демобилизации из армии мой прадедушка вернулся в деревню Буланову. До 1973 года он трудился кузнецом в совхозе «Ирбитский». Скончался в 1984 году. Именем И.А.Ожиганова названа улица в поселке Пионерский Ирбитского района.

Комментариев нет:

Отправить комментарий