23 августа 2011 г.

Рецензия № 15

!!!Участник конкурса рецензий 

Я не очень люблю современную прозу. Но к совету старшеклассников прочесть повесть Марины  Аромштам «Когда отдыхают ангелы» прислушалась. 
И вот я читаю.  Первые страницы слегка снисходительно, что уж там такого …  К концу первой главы я в плену,  я обрываю чтение на интересном для меня эпизоде и предвкушаю продолжение завтра.  И так целую неделю! Я пересказываю своим коллегам некоторые ситуации, по дороге на работу размышляю, что включу в своё выступление на педсовете. Вся школа знает: директор что – то  читает. Удивительно, 40 лет педагогического стажа –  и  чтение взахлёб книги для среднего и старшего школьного возраста. 
Повесть «Когда отдыхают ангелы» о том, как учительница читает детям «Короля Матиуша» Яноша Корчака, а дети в это время живут своей сложной и плохо управляемой жизнью. Переплетаются  голос ученицы и дневник учительницы. Наконец – то я поняла, что меня задело при чтении: это педагогический роман. Я вместе с автором ещё раз формулирую истину: « Детям, действительно, бывает плохо, чего – то не хватает в жизни, и им нужно наше взрослое «проникающее внимание».
Вместе с дедом будущей первоклассницы я отправляюсь в школу выбирать учительницу для внучки. Весна. Группы продлённого дня на прогулке! Учительницы стоят кучкой и оживлённо беседуют (знакомая для меня картина). А одна учительница  далеко от этой кучки  вместе с детьми весело прыгает  через ручей. «Эта в стержнях детской души разбирается»,- решает дед. И мне она нравится, эта Марсём,  она хорошая учительница, она по – честному  проживает с детьми их школьную жизнь.
Страницы о конкурсе, где выбирают лучшего учителя, для меня стали настоящим откровением! Любят ли учителя детей?  Хочется, не задумываясь, ответить: «Конечно!».  А в этой повести  такой ответ не очевиден.  Дети – люди. И как люди вызывают в нас самые разные чувства: нам может быть с ними хорошо, а может быть – противно. Вопросы профессионализма не связаны с любовью. Смелое утверждение, и мне даже страшновато писать такое!
С не меньшим интересом читаю законы, написанные детьми, и наказания, ими придуманные. Как чудесно: «За слёзы человека, которого побили, три дня поливать цветы» или «За оскорбление друг друга – дополнительное задание по русскому языку».
Повесть «Когда отдыхают ангелы» - хорошо сделанное произведение: продуманный сюжет, интересные герои, искренние  диалоги, серьёзные философские рассуждения об учительском труде. В одном своём интервью М Аромштам так сказала о главном в учительской профессии: «Прошло время, когда в педагогике требовалось задавать вопрос «Что?» - «Что надо делать?» Теперь настало время другого вопроса – «Как?» - «Как делать это «что»?». И сама себе ответила: «Нужна честность с детьми и серьёзность, глубина переживаний».  Как просто и как почти недосягаемо! 
Закрываю книгу. Пока читала, поняла что-то важное о себе. Соглашаюсь, что «учительский талант – это умение продавливать свою волю наименее травматическими средствами». Хочу развить такой талант  в себе для пользы дела!
Я тоже буду вспоминать об ангелах: они должны отдыхать, когда мы делаем что – то хорошее в жизни!

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий