1 декабря 2011 г.

Мой взгляд на информационное пространство, которое меня окружает

Мякишева Лидия

Я, Лида, ученица 11 «Б» класса, стала задумываться, какой  вопрос при знакомстве мы задаем друг другу? "Ты есть в одноклассниках?», «Ты есть в контакте?». Да, я там есть, как еще много миллионов других пользователей паутины. Незаметно социальные сети стали неотъемлемой частью нашей жизни и общение в них стало заменять нам многие средства  - письма и телефонные звонки, библиотеки, книги. Я тоже предпочитаю общаться «в контакте» через ICQ. Сети открывают огромные возможности в общении, но мне видится, что не все так радужно на первый взгляд, найдется немало минусов, если капнуть глубже. Рассмотри плюсы и минусы социальных сетей (сообществ). Причина  появления социальных сообществ, такая же, как и всего Интернета, а ранее, телевидения, радио, телеграфа – это потребность в информации. Производить, передавать и потреблять в ускоренном режиме. 
Вы скажите, а где библиотека, как она выживает в этой среде? Библиотека – что это такое…? Скажу честно, ответ на этот вопрос меня не занимал до тех пор, пока Жанна Петровна не предложила мне участвовать в конкурсе. То, что библиотека – это кладезь информации, причем информации достоверной и четко структурированной по ББК, а профессия библиотекаря древняя и изначально была высоко почитаемой, и что люди, работающие в библиотеке, выполняют почетную миссию – они несут своим читателям радость общения с книгой. Об этом я читала, слышала и сама так считаю, поскольку Жанна Петровна - школьный библиотекарь, ещё и мой классный руководитель. Но, взрослея, понимаешь, что есть и другие источники информации, которые открывают для тебя   другие стороны жизни.
 
Раскручивание новых сетей произошло в силу повышения роли информации в обществе и потребности быстро ее находить. Библиотеки тоже не стоят на месте, создают свои сайты, базы, каталоги  и другие виртуальные  услуги, но их так не раскручивают, зато информация в библиотеке более достоверна, чем в сетях, ведь в них столько всего и бесконтрольного, что порой приводит к нехорошим последствиям. Ищешь нужный материал к докладу  или реферату, а Интернет выдаст столько информации, что трудно в ней найти «зерно истины». А книга? Книга заставляет нас думать, а не плавать в море информации. (Я имею виду книгу, как на бумажном, так и на электронном носителе). Книга имеет выходные данные, и её авторские права больше защищены, чем любая информация в сетях. Пример: в контакте пишу, что мне нужно правильное решения такой-то задачи (нет времени на самостоятельное решения), мне отвечают, я списываю при этом, не задумываясь правильно ли. И получаю двойку. На кого обижаться, на себя, не поняла тему, перечитала - бы параграф и правильно решила - бы, а не надеялась на сети. Но я живу в сегодняшнем мире, где всё так стремительно. И время бежит, что его не замечаешь. Уметь быстро найти информацию, мы быстро учимся, а вот какая информация, правильная или нет, умеем ли её понять, мы над этим сильно не задумываемся. Нашли, прочитали в Интернете или сети и думаем, что это правда. В этом я думаю, есть большой минус, так как мы пытаемся больше времени освободить на общение в социальных сетях, а не для живого общения в школе, дома, в библиотеке с книгой. Сейчас, в мире Интернета, большую популярность обретают социальные сети, посвященные виртуальным знакомствам и общению. К ним относятся сайты: «одноклассники», «В контакте», «Мой круг», фейс-бук» и другие. В первую очередь меня привлекает на этих сайтах безграничность общения. Так, в Интернете ищут одноклассников, давних друзей, обретают новых, образуются группы по интересам и знакомства. Примером из собственной жизни может послужить, то, что на сайте я   помогла отцу через 25 лет найти своих одноклассников, теперь общение происходит уже в реале. Несколько лет назад такой вид связи был фантастикой. Люди, чей круг общения ограничен, особенно падки на виртуальное общение, Интернет дал нам возможность для новых знакомств и возобновление старых. Зависимость растет с популярностью сетей. Отрицательным моментом, на мой взгляд, является  и то, что сети вытесняют живое общение людей друг с другом. Мы  этого не замечаем, ведь социальная сеть – это отличная возможность самореализации, показать себя с лучшей стороны, создать иллюзию популярности и значимости в жизни. Для меня это социальные сообщества – время препровождение и повседневность. Многие не представляют себе жизни без социальных сетей (я тоже, наверное, отношусь к этим группам), это значит, вступаю в зависимость, как игроманы, а владельцы, зарабатывая на этом, создают новые ресурсы лучше и конкурентоспособней. Например, чтобы выразить симпатию, мы и, в частности, я не звоню, а посылаю смс или пишу «в контакте». Это приводит к тому, что я меньше времени уделяют реальному миру, своим близким.
 
Отсутствие цензуры ломает социально-нравственные нормы и устои. На мой взгляд, надо запретить плохие сайты, ведь их смотрят дети, что приводит к плохим последствиям, поколение «next» не умеет жить в реалии. В какую сторону в будущем будет развиваться эта многоликая машина? Из общения с молодым поколением (одноклассниками) и психологом школы, я поняла, что детям сложно оценить важность тех или иных дел, поэтому время, проведенное в сети, увеличивается в разы.
 
Это приводит к тому, что резко снизилась мотивация к учебе, многие не выполняют домашнее задание. При опросе в моем классе выявилось низкая  социальная адаптация, многие учащиеся  не определились с выбором профессии они бояться будущего. Дети разучились самостоятельно мыслить, упростился процесс общения, а вместе с этим стала примитивной и речь, готовые образы не стимулируют воображение. На мой взгляд, присутствие детей в сетях должно быть дозированным, а виртуальное общение не должно заменять живого, иначе сильно падают коммуникативные навыки нового поколения, происходит снижение социально интеллекта, так как больше времени уходит на онлайн-общение, чем на самообразование, чтение. Почему это происходит? Мне трудно ответить на этот вопрос. 
 
Ведь я уверенна, мы с   рождения приучены к живому общению и уже без общения и чтения в школьные годы трудно себя представляем. С  библиотекой и ее хранителями мы имеем дело с первых дней пребывания в школе. Одна из традиций в нашей школе - знакомство первоклашек со школой начинать с экскурсии в библиотеку. Помню свое первое посещение школьной библиотеки: меня поразило большое количество книг, аккуратно расставленных на полках. Наш библиотекарь, распахнула перед нами двери в необъятный мир книги. Пытаясь заинтересовать детей и привить любовь к чтению, она проводит библиотечные уроки для учащихся всех возрастов, на которых учит правильно пользоваться справочниками и словарями, бумажным и электронным каталогом; объясняет, как из моря информации извлекать главное, показывает, как реставрировать книгу в случае повреждения, знакомит с новинками художественной литературы, проводит другие мероприятия. Не оставляет без внимания и старшеклассников: учит и помогает правильно оформлять презентации, проект, списки литературы к рефератам и другим работам.
 
И, конечно, нужно осознавать необходимость саморазвития, постоянно стремиться к приобретению новых знаний, так как новые технологии завоевывают  и библиотечное пространство, а не сидеть в «одноклассниках» или «в контакте» всему свое время.
 
Мы все чаще и чаще обращаемся к возможностям Интернета, чтобы подготовиться к уроку, написать проект или реферат. Библиотечные сайты содержат полезные ссылки на разнообразные Интернет-ресурсы для учебы и самостоятельной работы, информирует о поступивших книжных новинках, о мероприятиях и новостях библиотечно жизни. И думаю, что активное внедрение цифровых технологий в библиотечное дело вовсе не означает, что вскоре бумажные издания отомрут, как пережиток прошлого. Книги сопровождали человека с начала истории цивилизации, и, хотя внешний вид их претерпевал изменения на каждом историческом этапе, как способ хранения и распространения информации они вряд ли скоро потеряют актуальность.
 
А что - же сети и Интернет? Избавляться от сетей – это шаг назад. Думаю, что по мере скорости распространения сетей, необходимо ввести культуру пользования ими и вводить лимит на пользование школьниками. Тогда не будет опасений, что люди забудут устную речь, общение с близкими будет более интересным. Итак, не забывайте, общение, - это необходимая часть нашей жизни и нельзя вычесть его из привычного хода вещей, социальные сети – шаг вперед по объединению людей, однако не стоит забывать, что реального общения не заменит ни один стимулятор. Онлайн-общение должно оставаться лишь дополнением к обычному живому общению, с его объятиями, улыбками, похлопываниями по плечу, крепкими рукопожатиями и горячими поцелуями.
 
Кроме социальных сетей, Интернета,  я часто посещаю библиотеку, здесь всегда царит атмосфера спокойствия и доброжелательности. По окончании школы мое общение с книгой и с библиотекой не закончится. Этот увлекательный разнообразный мир будет меня сопровождать и в течение всей жизни: не представляю себе дальнейшее получение образования, проведение досуга, повышение профессионального мастерства без обращения к книге – самому верному и лучшему другу.
 
Хочется пожелать сверстникам: читайте, обращайтесь к книге, она «живая», помогает размышлять, заставляет сопереживать литературному герою и делать свой выбор! И на этом пути вы всегда найдете поддержку и помощь в лице библиотекаря.
 
Являюсь читателем школьной библиотеки и библиотеки им. М. Горького п. Сосьва.

Комментариев нет:

Отправить комментарий