21 апреля 2016 г.

Журавленок и молнии

Команда: г. Ирбит, СОШ № 10

Клещёва Мария
ученица 7 класса

Я прочитала роман Владислава Крапивина «Журавленок и молнии» он произвел на меня большое впечатление.
Эта книга о нашем сверстнике Юрии Журавлёве, которому одноклассники дали прозвище Журавлёнок или Журка. В жизни с ним случалось разное: и радость, и беды, которые  приходят  внезапно и Юра называет их "молнии". Жура пережил много событий со своими друзьями Ирой  Брандуковой, Горькой  Валохиным и Ромкой: расследовали пропажу книги, участвовали в представление "Новая Золушка",  спасали водителей от размытой ямы... Книга помогает задуматься о взаимопонимании взрослых и детей, понять, что ребёнку хватает и тревог, и несчастья, и забот, и справиться с ними ему труднее.

Юра добрый, смелый, вежливый, преданный, честный, справедливый, гордый...  Квартира, в которую они переехали, оказывается полна книг — дед в течение многих лет коллекционировал книги. В комнате, где поселился Журка, стоит стеллаж, полный книг, которые дед завещал лично Журке. Среди этих книг много старинных, изданных в прошлые века, и Журка проникается романтикой тех эпох.
Отец не понимает увлечения сына пыльными фолиантами, считая, что намного практичнее было бы продать все эти книги и на вырученные деньги обставить квартиру по-человечески. Листая «Трёх мушкетёров», Журка обнаруживает письмо, которое дед написал ему незадолго до своей кончины. В письме дед призывает Журку быть настойчивым и не бояться идти против мнения других, если он уверен, что он прав. Цитата из письма: «Это старые мудрые книги, в них есть душа.  Я их очень любил. Ты сбереги их, родной мой, и придет время, когда они станут твоими друзьями.».  Он не мог передать все свои впечатления о книгах, его переполняли эмоции он полностью в них погрузился. «Он помолчал и чуть не сказал про книги: «Они живые». Но отчего-то застеснялся». «Некоторые книги казались скучноватыми, но Журка все равно перелистывал их: разглядывал старинные пометки на полях, иллюстрации, виньетки, читал отдельные страницы. И знал, что когда-нибудь и эти книги прочитает всерьез. А пока они радовали его даже непрочитанные».
По-моему, Журавлик нас учит дружбе и верности, тому, что жизнь даёт выбор пути и только от нас зависит каким он будет.
Читая книгу, я представляю себя не на месте Журки, и на месте Иринки. Она уезжает почти в самом конце книги, и те события, которые происходят после ее отъезда, остаются для меня туманными. Я... не нахожусь в них. Когда я читаю главное повествование, то проникаюсь событиями и становлюсь их участницей. А после Иринкиного отъезда мне только и остается, что оценивать поступки Журки и Горьки со стороны. Я отчаянно боюсь за Журку в конце книги, когда он под холодными струями дождя, под молниями, над провалом пытается привязанным к клинку пионерским галстуком добраться до луча света, чтобы предупредить машины об опасности, но я чувствую, что ничем не могу ему помочь... Вот и остается только переживать и надеяться, что все будет хорошо... Как говорила его мама:  «Грозе все равно, боишься ты ее или нет…», «И в самом деле: молниям все равно. Они бьют неожиданно, без разбора, бессмысленно.»
Юра, Журка, Журавушка... Отважный, чуткий, остро чувствующий несправедливость и подлость, знающий цену почти забытым сейчас словам "честь" и "совесть"... Картонный идеальный герой? Нет! Совершенно обычный мальчик, сомневающийся в себе, не стеснявшийся признаться в этом, открытый, добрый, светлый, ... живой! 
Сейчас книги Крапивина переиздаются. Я много читаю хороших книг, но эти остаются для меня любимыми. Своих первых друзей я нашла в крапивинских книгах...
Я всем советую читать Крапивина! И детям, и взрослым. В его книгах находишь настоящих, честных, верных и добрых друзей.

Комментариев нет:

Отправить комментарий